Наука и пропаганда экологических знаний

Специалисты Учебно-опытного лесхоза входят в состав творческих групп Научно-практического объединения колледжа, работающих в секции лесохозяйственных и лесотехнических дисциплин, принимают участие в заседаниях НПО, разработке предложений, направленных на совершенствование образовательной и научно-исследовательской деятельности, совершенствовании методик использования результатов научно-исследовательской работы при подготовке специалистов филиала.
Представители, входящие в состав научных групп производится определение    наиболее актуальных тем по приоритетным направлениям в области лесного хозяйства, координация деятельности учащихся, занимающихся научной деятельностью, оценка выполняемых разработок и внесение предложений направленных на успешную реализацию полученных результатов в практической деятельности лесхоза, проектировка и создание объектов в Учебно-опытном лесхозе для проведения научных исследований, практических опытов.
На базе лесного фонда Учебно-опытного лесхоза созданы постоянные и временные объекты для проведения учебных практик. По мере необходимости проводится подбор объектов для проведения научных исследований и экспериментов в соответствии с выбранными темами научно-исследовательских работ учащихся и преподавателей филиала.
В ходе проведении научно-исследовательской учебной и организаторской работы учащимися и педагогическими работниками широко используются технические средства, имеющимися на базе учебно-опытного лесхоза.
Совместная деятельность руководителя НПО, преподавателей и учащихся, ведущих научную деятельность, с работниками учебно-опытного лесхоза способствует созданию условий для оптимального развития потенциала учащихся через совместную и индивидуальную творческую деятельность, формированию и развитию умений и навыков самостоятельной работы, навыков межличностного общения, группоориентированного поведения для формирования профессионально значимых качеств конкурентоспособного специалиста.

Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности учащихся непосредственно в природной среде, в мире природы. Данное положение требует создания «учебного  кабинета в природе». Учебная экологическая тропа — специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении.

История создания экологической тропы

Впервые понятие природная или экологическая тропа появилась в США. В начале века лесничий Бентон Маккей предложил учредить нечто вроде «заповедника для пешеходов» – проложить тропу по Аппалачскому хребту. К 1922 году пешеходная тропа через все Аппалачи от штата Мэн на северо-западе до Джорджии на юго-востоке была готова, длина ее составила 3300 км. И сразу же она сделалась любимым местом отдыха и общения с природой многих американцев Востока США.
Впоследствии подобные тропы стали возникать в национальных парках Америки: сложные и простые по прохождению, длинные и короткие. Наиболее известные из больших троп — Континентальная тропа в Скалистых горах и Тихоокеанская на западном побережье США. Такие же тропы стали создавать в других странах мира: Канаде, Франции, Великобритании, Швеции, Швейцарии, Кении, Индии, Японии и др.
В России еще до революции, в 1916 году, в Крыму, в 7 км от Судака вдоль скал была вырублена пешеходная тропа. Ее называют Голицынской, так как строительство проводилось по указанию князя Л.С.Голицына. Тропа проложена таким образом, что посетитель может ознакомиться с многими природными объектами исключительной красоты и своёобразия.
На территории агробиологической станции Вильнюсского педагогического института в Тамошаве создана учебная экологическая тропа «Лебедь». На ней будущие педагоги овладевают методикой работы с детьми в природе.

Цели и задачи учебных экологических троп

Само название «учебная тропа природы» можно понимать, как «мы изучаем природу» и как «природа нас учит». Другими словами, прежде всего цель создания тропы заключается в обучении и воспитании посетителей.
По словам известного американского эколога Олдо Леопольда, «каждый участок леса должен давать своему владельцу не только доски, дрова и столбы, но еще и образование. Этот урожай мудрости — всегда под рукой, однако его не всегда пожинают.
С одной стороны, задачей тропы является своеобразный «природоведческий ликбез», т. е. расширение у экскурсантов элементарных сведений об объектах, процессах и явлениях окружающей природы. С другой стороны, задача экскурсоводов и проводников — научить своих слушателей видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать эти результаты воздействия человека на окружающую среду. Третья, в конечном итоге главная задача учебных троп, — способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношения человека к природе.
Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе не непринужденного усвоения информации, ценностных ориентации и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы.
Что касается связи воспитания с отдыхом, то где, как не на природе, можно показать ее красоту, ранимость, а порой просто беззащитность перед натиском человека, убедить в том, что природа, по выражению Е.Евтушенко, сама «просит нашей помощи, защиты и любви».

Подготовка экскурсоводов

Провести полноценную по информативности экскурсию по природной тропе непросто даже квалифицированному экскурсоводу, поскольку природа весьма динамична, и демонстрация некоторых объектов или явлений (следы животных, фенофазы растений, атмосферные процессы и др.) требует от экскурсовода постоянной готовности к их появлению или исчезновению, широкой эрудиции и наблюдательности, отличного знания местных условий.
При этом необходимо помнить, что изучение кем-то ранее составленной методики, даже очень подробной, дает только канву экскурсионного сценария, который воспроизвести в точности практически невозможно.
Проведение даже коротких экскурсий по тропе дает экскурсантам несравненно больше, чем знакомство с тем же материалом по книге или телефильму, но и возможность, не торопясь, вникнуть в жизнь природы, разобраться в характере влияния на нее человека появляется только во время более или менее продолжительного пребывания на тропе.
Фактически единственным юридическим лицом, которое во время посещения тропы может осуществлять эффективный контроль за соблюдением природоохранных требований, является экскурсовод.

Заключение

Создание учебных экологических троп способствует повышению научного уровня образования. Знания, которые учащиеся получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные на уроках. Главное же состоит в том, что учащиеся овладевают умениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и человека.
На учебной тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Учащиеся усваивают здесь не только научные знания о природном среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. Именно на экологической тропе постоянно создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия. А такой сплав — важнейшее условие воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.
Работа на тропе помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у школьника трудолюбие и уважение к труду. Учащиеся не только расширяют свои естественнонаучные знания, но постигают отношения человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они учатся комплексно оценивать результаты труда, прогнозировать экологические следствия деятельности человека, в том числе своей и своих товарищей. Высшим проявлением связи обучения с жизнью становится их участие в улучшении общего состояния природы в зоне экологической тропы.
Создание учебных экологических троп помогает гуманизировать образование. Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются в ходе занятий на тропе, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени — оптимизации отношений человека с природной средой. Этому подчинены содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе. Экологическая тропа — это перспективная учебная территория, где учащиеся выступают в роли учителей, пропагандистов, тружеников, где формируются их гражданские качества, активная жизненная позиция.
Наша экологическая тропа не является исключением. Она  создана на территории Учебно-опытного лесхоза. Экологическая тропа действует более 20 лет, ее протяженность 3,5 км, на ней представлены 30 объектов.  По ней регулярно проводятся экскурсии, как для учащихся вторых курсов, во время учебной практики, так и для учащихся первого курса, а также учащихся школьных лесничеств и виртуальные экскурсии для детей с ограниченными возможностями.
За экологической тропой ведется постоянный уход, она ежегодно обновляется.